21 октября 2014 года были обнародованы вступившие в силу поправки к законопроекту «О связи». В них идет речь о том, что рассылки СМС-сообщений (спама) в массовом порядке без согласия абонента запрещены. Не исключение даже информация, рассылаемая от имени мобильного оператора. Закон утверждает, что любой абонент вправе отказаться от рассылки СМС даже в том случае, если ранее он соглашался на нее.
Идея о законе была продвинута в Госдуму Русланом Гаттаровым, а затем поддержана многими сенаторами и представителями парламента. Как на практике применяются эти законодательные нюансы, решили проверить специалисты «Ленты.ру». Они выяснили, что не все так просто, и абоненту, с целью исполнения закона, придется преодолеть кое-какие сложности.
Как перестать получать СМС-спам «Лента.ру» поинтересовалась у самых популярных операторов мобильной связи, что необходимо предпринимать абонентам для того, чтобы обезопасить свое средство связи от ненужной информации.
Представители «Мегафона» рассказали о трех способах решения этой проблемы:
1. Занести номер отправителя в черный список. Для этого необходимо набрать *903# и воспользоваться услугой «СМС-контроль».
2. Посетить сервисный центр оператора с целью написания заявления об отказе от рассылок.
3. Попросить оператора call-центра включить блокировку рассылки.
Подобные действия приемлемы и для других ведущих операторов сотовой связи: Билайна, Tele2 и МТС.
Автоматическое отключение рассылок.
Любой российский оператор мобильной связи может предложить активацию опции автоотключения рассылок.
• Абонентам Tele2 необходимо отправить СМС по номеру 345 и указать в текстовом поле короткий номер или имя спамера.
• Клиентам МТС необходимо отправить сочетание «off» и номер, который полежит блокировке, на номер 4424.
Операторы сообщили, что эта услуга совершенно бесплатная и отключение произойдет оперативно.
Что касается абонентов «Мегафона» и «Билайна», то рассылочный «автостоп» работает по тому же принципу, просто немного продлено время активации услуги. Это объясняется действием системы, автоматически проверяющей рассылки по категориям. То есть, выясняется, разрешено ли распространение данной информации законом, относится ли она к рассылкам самого оператора или к информации государственных органов. Если рассылка законная, ее будут пересылать абоненту, если нет — заблокируют.
Подобная история и у «Билайна». Автоматическое перекрытие рассылок осуществляется после оправки абонентом на номер 007 сообщения с номером, подлежащим блокировке.
Конкретное время ожидания отключения рассылки спама в «Билайне» и «Мегафоне» уточнено не было.
Думаете, после вступления в силу закона «О связи» рассылка спама и ненужной рекламной информации сразу же завершится? Как бы не так. Проблема в том, что почти все абоненты, которым высылается спам-информация, самостоятельно дали на это добро. Обычно это происходит при получении и оформлении бонусов и скидок в магазинах. Так, подписывая скидочный документ, вы просто не замечаете пункт о разрешении рекламных рассылок.
Неважно, сколько раз вы побывали в каком-либо магазине. Если вы дали согласие на рассылку – то она будет вам производиться долгое время совершенно легально. Об этом говорит вступивший в силу закон.
Законодательный акт требует отныне согласия абонента даже на рассылку сервисной информации самого оператора мобильной связи. Подвох тут в том, что все операторы, предоставляя абоненту какую-либо услугу, вплоть до продажи сим-карты, требуют от него письменное подтверждение сделки, в которую уже вписано согласие на получение рекламы и спама.
В договоре «Мегафона» с абонентом, к примеру, сказано, что подписанием данного договора клиент дает согласие на… (перечисление), том числе на применение данных пользователя с целью продвижения услуг, работ и товаров, а также на получение рекламы через прямую связь с потребителем сотовых услуг. Говоря другими словами, каждый абонент согласен на рассылку с момента подписания документов с оператором.
У новых абонентов «Билайна» будет возможность отказаться от рассылки информации из любого источника: будь то сам оператор или какие-либо торговые фирмы. В законе написано примерно так: «Любой абонент может согласиться с получением рекламы через сети связи или отказаться от них». Согласие абонента будет считаться действительным на протяжении всего времени действия данного закона.
А вот «старым» абонентам не предоставляли право выбора, учитывая то, что пункт о рекламных рассылках автоматически причислял клиентов оператора к адресатам спамовой информации.
Примерно такое же положение у сотовых операторов Tele2 и МТС. То есть, если абонент не написал официальный отказ от рассылок, значит, он вполне официально и законно будет получать их. Кто сейчас сможет вспомнить, с какими пунктами договора он соглашался, покупая сим-карту? Поэтому не стоит удивляться, что у оператора зафиксировано согласие.
Но все это не должно быть препятствием к защите от спама и рекламных рассылок. Отныне закон сравнял права оператора и массовых рекламных интернет-рассылок. То есть, если абонент написал заявление о блокировке спама, то им будет считаться даже внутренняя сервисная информация оператора. Стоит учесть, что немного настойчивости не помешает ни одному абоненту, решившемуся отписаться от рассылок. Пишите заявление и помните, что оператор обязан действовать согласно закону!