Закон о национальной платежной системе

центробанк

С того момента как заработал закон о национальной платежной системе, банки обязаны доносить всю информацию о транзакциях своим клиентам. Данное требование выглядит так: «Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом».

Помимо уведомления о транзакциях, клиента необходимо уведомить за один день. Уведомление приходит с помощью SMS-сообщений, так сказать, безвариантное по скорости и гарантии доставки средство оповещения, по сути навязанной услугой. При этом ЦБ, поясняя применение закона, разъясняет, что «исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации». Данное разъяснение предписывает бесплатное уведомление.

Возможно, создатели данного закона по экономической части были малограмотны, или абсолютно не вникали в то, на какой рынок поступает данный закон, который теоретически нацелен для защиты прав потребителей. Когда операторы сотовой связи практически совместно и в разы подняли тарифы на СМС-рассылки для банков, у них невольно появляются сомнения: не является ли этот взлет цен заговором монополистов?

Когда банки принуждаются к сделке, это безусловно влечет за собой влечет взлет цены для них. Рынок банковских услуг близок к высокой конкуренции, в частности в больших городах: большое количество банков предоставляют физическим и юридическим лицам много услуг и продуктов. Что же касается рынка мобильных операторов – это стандартная олигополия. Если проанализировать новости, то мы увидим, что участники рынка неоднократно замечались в картельном сговоре, но штрафные санкции объемом в миллионы, которые ФАС регулярно им предъявлял, для мобильных операторов чей оборот миллиарды – сущий пустяк.

Чему же равен сверх доход, который извлекут операторы? До этого, если цена одной СМС была в пределах 4 копеек, банки России, которые входят в первую двадцатку расходовали на СМС-оповещение примерно по 1–3 млн рублей в месяц. То сейчас, если цена одного СМС приблизительно 40 копеек, банк будет расходовать 10–30 млн рублей. Клиенты банков, входящих в первую двадцатку (исключая Сбербанк), приносят мобильным операторам от 2 до 7 млрд рублей в год.

Если ФАС вынесет вердикт по этому спорному вопросу в сторону операторов мобильной связи, банкам не останется ничего, как согласится на их условия, но за взлет цен за СМС в конце концов будут платить клиенты. Банкиры начнут искать разные тарифы, чтобы вернуть потери от расходов на СМС и недостающий доход от бесплатной доставки информации по запросам ЦБ.

В этой ситуации банки находятся в поиска альтернативы. Уведомления по электронной почте становятся этой самой альтернативой. Этот способ уведомления приближен к СМС, учитывая что каждый второй на сегодняшний день пользуется смартфоном, но тем не менее сильно уступает ему. В банковских базах есть далеко не все электронные адреса клиентов. Помимо этого, лишь у единиц, преимущественно у бизнесменов, есть привычка регулярно просматривать свою почту, порой не реже раза в час и даже спам.

Неплохим вариантом могут стать мессенджеры – iMessage, WhatsApp, Viber, Telegram. На сегодняшний день многие пользуются ими, заменяя СМС. До того как банки утрясут определенные юридические и технологические нюансы, им в любом случае придется принять предъявляемые требования от мобильных операторов, иначе собьются условия регулятора информирования клиентов, и финансовые потери миллионов потребителей все равно будут иметь место.

Когда резко возросли цены на бензин, то возросла и стоимость практически на все продукты. Следствием этого стало снижение покупательной способности населения, что может легко привести к замедлению экономики. Похожий закон имеет место и в технологической области: взлет стоимости за СМС влияет на другие услуги: подтверждение бронирования, заказов в интернет-магазинах, заказ такси. В такой ситуации большинство организаций вынуждены будут отказаться от СМС-информирования, как бесплатной опции на своих сайтах. А последующий взлет стоимости на СМС скроет прибыль и наживу операторов связи.

В связи с этим, учитывая интересы нашего общества, необходимо начать контролирующий процесс на монополии и попытаться сделать оповещение по СМС  доступным по максимуму. Экономический эффект в данном случае станет измеряться не сотнями миллионов долларов прибыли нескольких олигополий, а качественным улучшением услуг для большого количества пользователей по всей стране.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Еще нет оценивших)
Загрузка...